Возвращение к М-103</td
На следующий год.
Летом 2000 года, мы взялись помогать сухопутному клубу "Поиск", вытаскивать из озера советский танк Т-34. Две недели, можно сказать, просидели в грязи и масле, пока докопались и зацепили танк. Он лежал на глубине 8 метров, под 6ти метровым слоем ила. Зацепить то мы зацепили, но подъем танка отложили до осени, так как не было пригодного для подъема тягача. После полужидкого ила очень хотелось поплескаться в чистой воде. И вот как-то прямо после того как мы в очередной раз вылезли из озера, позвонил Велло и пригласил нас в короткую экспедицию на "Малютку". Планировалось сделать всего пару погружений и именно на нее.
Так как я был в отпуске, то сразу дал свое согласие на участие в этой экспедиции. Анатолий тоже был свободен и мы вновь засобирались в дорогу. Велло сказал мне, что кроме нас будет еще одна пара аквалангистов, это Kaido Peremees и его друг Валдис из Риги. С Кайдо, я был знаком лет десять. Он владелец водолазной фирмы и работает с Велло очень давно. Сам много ныряет и очень опытный водолаз. Валдис, его друг, очень опытный техно-дайвер.
В планы этой экспедиции входило полное обследование этой лодки и видеосъемка объекта. С погодой, в этот раз, нам крупно не повезло. На Балтику заходил циклон и прогнозы были неутешительны. Здесь так часто бывает. Вдруг посреди лета задождит, задует и непонятно, что это, лето или осень уже началась. Но мы все равно решили выйти в море и попытаться сделать погружения на лодку.
Вышли из Таллинна ближе к обеду, но уже в 9 часов были на месте. Ветер почти стих, но большие пологие волны плавно раскачивали "Mare". Запросили прогноз погоды на завтра из ближайшего порта, и он оказался неутешительным. Усиление ветра и еще более крутые волны. На коротком совещании решили не откладывать на завтра и начать погружение немедленно.
Пока добивали баллоны до 250 атм и собирались, прошел еще час. Часам к 10ти мы были готовы начать погружение. Еще стояли наши белые ночи и полусумерки не являлись препятствием в нашем начинании. Настроение было боевое, баллоны заправлены под завязку, у Кайдо с собой был переносной компрессор "Посейдон". У нас с Толиком было по одному 15ти литровому баллону, у Кайдо спарка по 12 литров, у Валдиса спарка по18 литров. Сделали предварительный расчет воздуха и получилось, что мы с Толиком могли находиться под водой 18 минут, плюс декомпрессия на 6 метрах. Пока мы собирались, Велло вышел на точку и поставил буй.
Прыгнули в воду вчетвером и не спеша стали погружаться на лодку. У всех полные руки оборудования, катушки, видеоаппаратура, фонари и тд. У Кайдо с Валдисом был комплект подводной связи, они могли общаться между собой и с оператором на судне. Дошли до дна, но в этот раз груз-якорь упал невдалеке от лодки, и ее не было видно. Сквозь зеоеноватую стену воды виднелось какое-то белое пятно. Посвятили фонарями и увидели, что это мертвый тюлень запутавшийся в траловой сетке, зацепленной за лодку. Изменения с времени последнего нашего погружения были значительны. За прошедшую зиму, поплавки с трала все же вырвались на поверхность, и весь трал упал на лодку и вокруг нее. Видимость была метров 8.
Кайдо и Валдис двинулись на лодку и начали готовить свое оборудование к съемке. Мы с Толиком немного задержались на веревке. Расстояние до лодки было метров 8-10, то есть почти рядом. Мы не стали привязывать ходовой конец и пошли прямо к лодке, в надежде, что легко вернемся к нему по окончании осмотра. Позже мы осознали, что это была наша ошибка, которая могла бы привести к печальным последствиям.
Добравшись до лодки, присоединились к первой группе пловцов. Кайдо шел первым с камерой и по чистой воде снимал фильм. Мы с Толиком шли чуть поодаль, но иногда Кайдо наводил на нас камеру, и мы иногда попадали в кадр. Начали мы осмотр с левого борта от рубки к корме. Ужасная картина открывалась нашим глазам. Легкого корпуса почти не было: отгнил? Оторван тралами или взрывом? Торчат баллоны ВВД и другие механизмы. Дошли до кормового люка, а его нет. В последнем отсеке большая дыра в прочном корпусе, кормового обтекателя нет и хорошо виден механизм управления вертикальным рулем. Повисели над трубой кормового люка, она настолько узка, что туда невозможно протиснуться в снаряжении, да и желания особого не возникло это сделать. Начинаем движение по правому борту к носу лодки. В районе рубки, рядом с лодкой, на дне, лежит и ограждение рубки. Хорошо видно, что оно было изготовлено из алюминия. Перед рубкой, на возвышении, стоит лафет от пушки, калибра 45мм, но самой пушки нет, наверно она, была сорвана одним из зацепившихся за нее рыбацких тралов.
Сейчас возможно валяется на берегу во дворе у местных рыбаков. Сколько таких "экспонатов" я видел на берегу. Крылья от самолетов, пушки, пулеметы и даже мотор от самолета. Много раз слушал рассказы рыбаков о том, что они в тралах поднимали куски обшивки от парусников, старинные якоря и даже носовые фигуры фрегатов. Много разной всячины попадало в их тралы. Вот мы уже миновали рубку и медленно продвигаемся к носовой части лодки. Грустная картина, все раскурочено и торчит один форштевень. Его тралы одолеть не смогли. Повисели над ним, развернулись и опять возвращаемся к рубке. Кайдо, в это время, снимал крупные планы и отстал от нас. Проснулся "Алладин", на нижней шкале показывает остаток времени в две минуты, пора возвращаться. Смотрю на Анатолия, а он увлеченно ковыряется около лафета, пытаясь прихватить с собой снаряд. Показываю ему "наверх" и вижу что снаряд уже у него в руках. Наблюдаю за ним, как он пытается запихнуть его под поясной ремень жилетки, но у него ничего не получается. Более настойчиво призываю его начинать всплытие, но он не торопиться. На моем компе уже давно "0". Понимаю, что времени искать ходовой конец, совсем нет, и пора начинать свободное всплытие, прямо от рубки. Последний раз оглядываюсь на лодку, позвал Толика и начал медленно подниматься. Толик поспешил за мной, бросив снаряд на палубу у лафета. Медленно всплывая, я еще пытаюсь найти в сумерках ходовой конец, но напрасно. Поднялись до 9 метров, у меня воздуха еще 55 атм. Повисели и приподнялись на 3 метра. Начало чувствоваться волнение моря, волна поднялась уже до 2 - 2.5 метров. Толик держиться рядом, у него 70 атм, а у меня уже 20 атм. Такая качка вынуждает постоянно работать ластами и висеть головой вниз. До конца декомпрессии уже оставалось 2 минуты. У меня в баллоне показывает только 2 атм, у Толика еще 40 атм. Он предлагает мне дышать из одного баллона, но при такой качке это довольно рискованная операция, тем более, что держаться не за что, ведь спускового конца нет. Показал Толику, что всплываю, и последней атмосферой продул жилетку.
Все вырвались на поверхность и качаемся на волнах как на качелях. Первая минута - шок, вторая - ругаемся, третья - молчим и слушаем самих себя. Самочувствие хорошее. Оглядываюсь и вижу, что метрах в 500 от нас, лежит в дрейфе "Mare". Он ярко освещен, ведь уже ночь, хоть и белая. Вероятно Велло стоит над буем и ждет нас. Но течение при свободно всплытии отнесло нас от судна так далеко. Включили фонари и начали размахивать ими над головой. Нас сразу заметили и "Mare" тронулось в нашу сторону.
Кайдо и Валдис уже снимали снаряжение, когда мы уставшие и полные впечатлений и эмоций поднялись на палубу. Вижу, что все сильно нервничали из-за нас. И все это из-за одной мелкой ошибки, не провели ходовой конец до лодки. Хорошо, что мы уже не новички в этом деле, а то неизвестно как это могло бы обернуться для нас.
Ближе к утру, поднялся такой сильный ветер, что нам пришлось вдоль берега, очень быстро уходить с этого места и прятаться в бухте Палдиски от шторма. Так второе погружение на лодку у нас и в этот раз не состоялось.
Но даже за одно погружение нам удалось много сделать. Кайдо снял отличный фильм (возможно кадры этого фильма, немного позже, Михаил приклеит к этой статье, если ему предадут пленку с фильмом). На обратном переходе мы просмотрели его и опять и опять переживали моменты этого погружения. Анатолий все жалел, что не смог поднять снаряд и винил в этом меня. Мой комп на два дня заклинило, и он ничего не показывал кроме слова "Error" на дисплее. Но нырять нам не пришлось, как раз эти два дня. Шторм так и не утихал.
Велло принял решение возвращаться в Таллинн, но по пути назад, Кайдо уговорил всех нырнуть на советскую лодку 613 проекта, которая утонула во время буксировки ее в Швецию, в 1993 году. Глубина на дне у лодки была 58 метров. Погружение прошло без приключений. Было все сделано правильно, и ходовой конец и мигалки на ходовом конце и тд.
Но об этом в следующем рассказе.
На причале в Пирита долго не могла расстаться, все говорили про ближайшие планы и выбирали следующий объект для совместных исследований.
Осенью, Велло пригласил к себе в музей военного атташе посольства РФ, чтобы познакомить его с материалами наших исследований подводной лодки М-103 и показать отснятый Кайдо фильм. В следующем году правительство России официально подтвердило, что данная лодка класса "Малютка", бортовой номер М-103. Погибла в августе 1941 года при переходе с базы на острове Ханко в Рижский залив. Других подробностей ее гибели не имеется. Командиром лодки был капитан-лейтенант Жаворонков.
  • Рубка и перископ М103 - посмотреть ...
  • Мы с Анатолием на носу лодки - посмотреть...
  • Снатряд от сорокопятки, который Толик пытался поднять - посмотреть ...
  • Ниже, вы можете посмотреть, фотографии с этого погружения.
    Фото 1. Верхний рубочный люк.
    Фото 2. Читается надпись "Закрыто".
    Фото 3. Баллоны ВВД.
    Фото 4. Вентиляционная шахта.
    Фото 5. Кормовой люк.
    Фото 6. В открытом кормовом люке.
    Фото 7. Я рассматриваю пробоину..
    Фото 8. Рубочный люк.
    Фото 9. Что было под легким корпусом.
    Фото 10. Рулевой механизм.
    Фото 11. Якарная лебедка.
    Фото 12. Нос лодки.
    Фото 13. Форштевень..
    Фото 14. Форштевень.
    Фото 15. Я и Анатолий.
    Фото 16. Почистили рубочный люк.
    Фото 17. Гильза ооот сорокопятки.
    Фото 1. Валдис, на заднем плане "Mare".

• Mikl ia kak to vdrug pochustvoval,chto rozdaetsa bolshoi proekt.Neploho bi zakinut etu statiu ,kogda ona budet zelikom na sail submarina.ru

• Следи за публикациями. В ближайшие дни постораюсь набрать. Пока округляй мысли :о))